МБОУ "Школа № 56"
город Рязань
  • Информационная безопасность

    Возможна ли анонимность в сети? Многим до сих пор не дает покоя этот вопрос, но на него есть однозначный ответ. 


    АНОНИМНОСТЬ В СЕТИ – МИФ!


    Многим людям до сих пор кажется, что Интернет – безопасное и абсолютно анонимное место, где каждый может писать и делать все, что ему вздумается. Но это не так. Поэтому тебе следует помнить две важных истины:
    1. Всё, что однажды попало в Интернет, остаётся там навсегда.
    2. В Интернете можно найти кого-угодно, даже если пользователь попытался скрыть о себе всю информацию.

     

    Многие пытаются скрыть свою личность в Интернете. Например, простые пользователи делают это, чтобы друзья или близкие не узнали о каких-то их увлечениях. Но гораздо чаще это делают хулиганы или преступники, которым важно, чтобы их действия остались в тайне. Они боятся проблем с законом и пользуются различными способами: создают фейковые профили в соцсетях, используют специальные программы-анонимайзеры.
    Однако следует помнить, что каждое твое действие в Интернете содержит информацию о том устройстве, с которого ты это делал – например о телефоне или компьютере. А твой Интернет-провайдер видит все, что ты делаешь в Интернете несмотря на любую программу. Следовательно, эта информация может быть доступна кому угодно: от сотрудника полиции до преступника.

     

    Важно помнить, что Интернет – это такое же публичное пространство, как улица, парк или школа. Там действуют те же правила – общайся прилично, соблюдай правила вежливого поведения и относись к другим людям так же, как хочешь, чтобы  относились к тебе.
     

    Ведь каждое действие или грубость в Интернете может иметь последствия. Клевета и оскорбление являются противоправными деяниями, за совершение которых предусмотрена ответственность. Уважай других людей, относись с пониманием и состраданием к чужой беде. Научись ставить себя на место другого человека. А также больше времени проводи в реальном мире, общаясь с друзьями по-настоящему, а не в сети.
     

    АНОНИМНОСТЬ В СЕТИ – МИФ!


    Детские безопасные сайты

    Родителям

    1. Онлайн-жульничество и кибербуллинг: дети могут стать жертвами онлайн-жульничества, угроз, оскорблений или шантажа со стороны сверстников или незнакомцев.

    2. Распространение неподходящего контента: дети могут наткнуться на неподходящий или вредоносный контент, включая порнографию, насилие, наркотики или другие информации, способные повлиять на их эмоциональное и психологическое благополучие.

    3. Незнакомцы и мошенничество: дети могут стать жертвами мошенничества или приходит в контакт с незнакомцами, которые могут попытаться обмануть, запугать или заманивать их.

    4. Потеря конфиденциальности: дети могут случайно раскрыть личные данные, включая адрес, номер телефона или школу, что может повлечь за собой угрозу и злоупотребление этой информацией.

    5. Зависимость от интернета: прекратить использование интернета может быть трудно для детей, особенно если они потребляют слишком много времени в онлайн-играх или на социальных платформах, что может негативно сказываться на их физическом и ментальном здоровье, а также на их учебных и социальных возможностях.

    6. Скрытая идентичность и фальсификация: дети могут столкнуться с людьми, которые используют фальшивые идентичности или неискренние намерения, включая подростков-хакеров, педофилов или онлайн-хулиганов.

    Учитывая эти опасности, необходимо обеспечить детей соответствующими навыками и знаниями, чтобы они могли безопасно и эффективно использовать интернет. Родители и педагоги должны следить за их онлайн-активностями и обучать их быть бдительными и ответственными в сети.

    Ученикам
    Несколько советов по безопасности в интернете для детей:

    1. Общайтесь с родителями: Обсуждайте свои онлайн-активности с родителями или доверенными взрослыми. Расскажите им о своих друзьях в сети, посещаемых веб-сайтах и приложениях, которые вы используете. Помните, что они хотят, чтобы вы были безопасны, поэтому откройтесь им и обратитесь за помощью, если столкнулись с чем-то странным или тревожным.

    2. Сильный пароль: Создайте уникальный и сильный пароль для каждой из своих онлайн учеток. Используйте комбинацию цифр, букв и специальных символов. Не делитесь своим паролем с кем-либо, кроме родителей или надежных взрослых.

    3. Берегите личные данные: Никогда не разглашайте личные данные, такие как полное имя, адрес, номер телефона или название школы в интернете. Они могут использоваться злоумышленниками для вас на риск.

    4. Осторожность при встрече с незнакомцами: Никогда не встречайтесь с кем-либо, кого вы познакомились в интернете, без согласия и сопровождения ваших родителей или по-уму первого прозвоните с незнакомыми людьми через видеосвязь, чтобы проверить их идентичность.

    5. Будьте бдительны с неподходящим контентом: Если вы сталкиваетесь с неподходящим или тревожным контентом в интернете, немедленно сообщите об этом своим родителям или доверенному взрослому. Не смотрите или не распространяйте такой контент, он может быть вредным для вас и для других.

    6. Будьте осторожны с социальными сетями: Если вы используете социальные сети, будьте осторожны с тем, какую информацию вы делитесь и с кем вы общаетесь. Проверьте настройки конфиденциальности, чтобы контролировать, кто может видеть вашу информацию и комментировать ваши посты.

    7. Блокировка и сообщение о нежелательных контактах: Если кто-то постоянно беспокоит вас в интернете или отправляет нежелательные сообщения, используйте функции блокировки или сообщите об этом родителям и провайдерам сервиса.

    Помните, что важно использовать интернет в безопасном и ответственном режиме. Общение с доверенными взрослыми и соблюдение простых правил безопасности помогут вам оставаться защищенными в онлайн-мире.

    Педагогам

    1. Регулярно обновляйте свои знания о современных угрозах информационной безопасности и методах их предотвращения.
    2. Обязательно устанавливайте пароль на все свои устройства, используйте различные сложные пароли, а также двухфакторную аутентификацию там, где это возможно.
    3. Будьте осторожны с открытием и скачиванием файлов из ненадежных источников, так как это может привести к инфицированию вашего устройства вредоносным ПО.
    4. Не передавайте личные данные о себе, своих учениках или коллегах через незащищенные каналы связи, такие как публичные Wi-Fi сети или нерасшифрованные электронные письма.
    5. Внимательно относитесь к привилегиям доступа учеников к компьютерам и сети школы, предоставляйте им только необходимые права, чтобы минимизировать риск несанкционированного использования или доступа к конфиденциальной информации.
    6. Обучайте учеников основам безопасности в сети, включая защиту своих личных данных, распознавание фишинговых попыток, а также ответственное поведение в онлайне.
    7. Внедряйте политику безопасности в вашей образовательной организации, которая будет включать правила использования школьной сети, программного обеспечения и сервисов, а также ответственность за нарушение этих правил.
    8. Регулярно делайте резервные копии своих данных, чтобы в случае взлома или потери информации вы могли бы восстановить все необходимые материалы.
    9. Советуйтесь с коллегами и сотрудничайте в рамках информационной безопасности, чтобы обмениваться опытом и знаниями по этой теме.
    10. Будьте особенно осторожны при работе с электронной почтой и ссылками, не открывайте подозрительные письма или веб-страницы, так как это может привести к инфицированию вашего устройства.

    Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)

    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
    4. Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для  учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее  признаках, способах преодоления.
    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей

    Линия помощи «Дети онлайн» http://detionline.com/ - телефонное и онлайн консультирование для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи.

    Методические и справочные материалы

    Что такое цифровая грамотность

    Что такое "цифровая компетенция" многие из вас смогут и сами попробовать объяснить, но всё же большинство людей не понимают, что это такое. 

    Если разобрать словосочетание «цифровая компетенция» по частям, то получится что-то вроде «навыков жизни в цифровом пространстве». Но что это за навыки и почему они столь критичны для твоего, прежде всего,  поколения? Это серьёзный и сложный вопрос. Мы всё же попробуем разобраться в этом. 

     Путешествия во времени - насколько мы изменились?

    Для этого мы отправимся в небольшое путешествие в прошлое. Сорок лет назад школьник возвращается из школы домой. День был насыщенным событиями. Кто-то с кем-то подрался, учительнице подложили кнопку, мальчик влюбился в девочку. Информация распространялась на переменах и на уроках посредством бумажных записок. Таких записок было не более одного-двух  десятков на целый класс за день. По этой причине школьник с друзьями продолжает обсуждение по пути домой. Дома он делает уроки, смотрит телевизор, а программ в те годы было всего от трёх до пяти, а также слушает радио (одна станция), читает книги, слушает пластинки или магнитофон. Имеющие домашний телефон могли позвонить другу, если тот также был счастливым обладателем домашнего телефона. А домашний телефон был предметом роскоши и похвастаться им могли очень немногие. Единственным местом общения, кроме школы, была улица. Но характер уличного общения был довольно деятельный, дети делились опытом изготовления самоделок, игр, обсуждали, мастерили, а чаще просто играли. 

    А теперь посмотрим со стороны на твоего ровесника. На уроке драку обсуждали в общем и приватных чатах, в дополнение к обсуждениям на перемене. Кто-то записал конфликт на мобильный телефон и выложил в сеть, отметив своих друзей. События освещаются постами, мемами, звуковыми сообщениями. Обмен электронными сообщениями не прекращается и в пути, и дома. Параллельно в наушниках льётся музыка, её прослушивание не прекращается и дома. За сорок лет люди стали прослушивать музыку по разным оценкам в 40-50 раз больше. Современный подросток слушает музыку в среднем полтора часа в день. В советское время было мало рекламы, такой статистики нет, но европейский подросток 40 лет назад сталкивался не более чем с 500 рекламными сообщениями в день. Сегодня на улице, по телевизору, в интернете мы получаем до 15 тыс. сообщений в день. На глаза современного человека попадаются рекламные щиты, неоновые вывески магазинов, мимо проезжают обклеенные рекламой автобусы, а в метро ещё и  звуковая и телевизионная реклама.  На ходу подросток прокручивает ленту новостей. В течение всего дня подросток пробегает глазами от 300 до 1 тыс. сообщений в ленте. За три месяца подросток читает текстов анонсов новостей размером с эпический труд "Война и мир" Льва Николаевича Толстого, а ещё ведь надо прочитать тексты сообщений, сами новости, ленты других пользователей. 

    Как видишь, информационная нагрузка на человека выросла. И жертвой этой информационного шторма является… сам человек. Почему жертвой, спросишь ты. Причина в том, что человек мало изменился за тысячи лет. 

    Давай перенесёмся в ещё более далёкое прошлое. Перед вами подросток, который жил 100 тысяч лет назад, он ходит в шкуре, занимается охотой и собирательством. Люди не умели обрабатывать землю, всё давала природа. Вот дикий подросток идёт по саванне и наталкивается на фиговое дерево. Фиги содержат много сахара, хороший источник силы и юный собиратель это отлично знает. Он съест столько плодов сколько сможет просто потому, что другое дерево с плодами уже можно не встретить, а это дерево могут объесть обезьяны или птицы. Организм юнца получил мега-порцию питательных веществ, но доисторическому пареньку не грозит лишний вес, всё съеденное будет сожжено организмом во время тяжёлого труда древнего человека. Метаболизм достался нам от того паренька, поэтому мы не умеем справляться с излишками съеденной пищи, кроме как посредством физической нагрузки. И каждый кусочек пирога, в силу малоподвижного образа жизни, откладывается в жировые запасы, а потом человек идет в спортивный зал и сжигает накопленные неприятные запасы. Мы стали менеджерами, учёными, рабочими и сетевыми жителями какую-то сотню, а то и меньше лет назад, а охотниками и собирателями были сотни тысячелетий. Ими мы и остаёмся даже с айфоном в руках, вместо копья. 

    Лишний вес легко определить, встав на весы или подойдя к зеркалу. Значительно сложнее оценить влияние на мозг новой цифровой среды обитания. Ученые изучают эту среду и следят за ее влиянием на организм человека. 

    Мозг человека

    Заглянем в голову человека и посмотрим как работает его мозг. Мозг очень сложный орган, по сложности сопоставим со Вселенной. Состоит мозг из 80–85 миллиардов нейронов. Нейрон — это клетка, которая обрабатывает, хранит и передаёт информацию. Кроме тела нейрон имеет длинный хвост-отросток, называемый аксоном. Аксоны нейронов переплетаются и создают десятки тысяч уникальных связей с другими нейронами. Огромная сеть в твоей голове. 

    На рисунке изображен аксон. Слева его тело, посредине сам аксон, а справа щупальца аксона.
    Миллиарды аксонов соединяются между собой щупальцами образую гигантскую сеть.

    Информация между аксонами нейронов передаётся посредством нейромедиаторов. Это несколько веществ, которые выделяются в местах соединения аксонов. Чем больше выделяется веществ-медиаторов, тем быстрее осуществляется передача информации, а значит быстрее работает твоя голова. Такие связи нейронов получили название синопсис. Те, кто уже изучают курс информатики, знают схемы алгоритмов. Синопсисы представляют собой физический механизм решения определённой задачи. Под каждую задачу нужна своя группа нейронов. 

    Работает это так… В одном фильме герою врач показывает карты и просит назвать их, но врач хитрит, у него трефы красные, а черви чёрные. Герой не замечает этого, но когда ему раскрывают обман, не понимает, почему он не заметил подмены. Врач ему объяснил, что мозг взрослого привык видеть трефы чёрными, а черви красными и отказывается замечать подмену. Дети, которые никогда не видели карт, не ошибаются. Объяснение простое. У взрослого человека уже есть синопсис, который решал в прошлом похожую задачу. Пока герой не осознал подлога, мозг использовал старый синопсис. Если говорить точнее, мозг обманул своего владельца. У детей же нет сформированного синопсиса, поэтому новый синопсис более точен. 

    Другой пример обмана мозга знают те, кто впервые встал на роликах или сел на велосипед. Почему первый раз падают? У мозга нет правильных команд, он использует сформированные ранее синопсисы, но они не созданы для решения задачи удержания баланса на роликах, команды неправильные, тело не удерживает баланс и ты падаешь. В мозг летит сигнал от тела "Я влетело в столб, спасибо!". Мозг пытается  сформировать новый синопсис и опять дает команду телу, как держать равновесие. Опять неудача и снова поиск синопсиса. Синопсис наконец найден! Чем больше ты катаешься, тем больше выделяется веществ-медиаторов, тем синопсис быстрее обрабатывает информацию и отдаёт команды. Друзья восхищаются твоими новыми кульбитами на велике или роликах, хотя и не догадываются, что причина в выделении большого количества нейромедиаторов на аксонах нейронов синопсиса. 

    Многие считают, что это мышцы долго тренируются. Ты же не падаешь с ног без роликов, значит у мышц достаточно сил тебя держать. Почему же на роликах сил вдруг стало меньше? Дело не в мышцах, а в формировании синопсиса, который даёт правильные команды телу. Пока не сформируется нужный синопсис, мозг будет тебя обманывать. Вот так работает мозг. 

    А на этот вопрос попробуй ответить самостоятельно: как работает мозг, когда ты несколько раз читаешь параграф учебника?

    Клиповое мышление
    Информационная индустрия гигантская. В мире существует более 30 тысяч телеканалов, 120 тысяч радио-каналов - это 50 миллионов часов вещания каждый год! В сети около 2 миллиардов сайтов с текстами, видео, картинками и музыкой. Каждый год объем накопленной человечеством информации увеличивается на 30 %.  
    Мозг человека, конечно, не успевает обрабатывать всю поступающую информацию. Он начинает защищаться от перегрузки и снижает глубину анализа, переходя на обработку всё более коротких фрагментов. Клипом мы привыкли называть фрагмент текста, вырезку из газеты, отрывок из видео или фильма, по аналогии учёные также назвали короткую информацию «клипом».  Мышление мозга, уставшего от потока информации, получило название «клипового мышления».

    Всего шесть основных последствий клипового мышления, конечно, у каждого человека по своему проявляется этот синдром. У кого-то может быть один или несколько проявлений, ну кто-то может быть обладателем всех.

     Снижение способности к анализу
    Клиповый мозг анализирует все меньше по объему информации, анализ становится все проще. Для такого анализа в мозге формируются соответствующие синопсисы. Синопсисы глубокого анализа ослабляются, и в итоге могут быть разрушены. Так незаметно снижаются интеллектуальные способности человека. Хочу такой сайт

     Растёт зависимость от чужого мнения 
    Человека с невысоким уровнем знаний и анализа легко обмануть. Кроме того, человек может сам себя обмануть. Если раньше в газетах и журналах писали в основном специалисты, то теперь каждый пользователь сети является автором на своей стенке и своих комментариев. Это море мнений, которые надо проверять на достоверность, для чего нужно обладать знаниями и способностью к анализу. 

     Развивается многозадачность 
    Быстрая смена объектов внимания заставляет нас делать несколько дел одновременно. Постепенно мы привыкаем к многозадачности и даже считаем ее преимуществом. Многозадачность придает нам уверенности в собственной сообразительности и дарит ощущение, что мы больше успеваем. Во-первых, не успеваем больше, а тратим больше. Исследователи из Федерального управления гражданской авиации США в сотрудничестве с Мичиганским университетом провели ряд экспериментов. Молодым людям было предложено решать математические задачи и одновременно называть форму демонстрируемых геометрических фигур. Результаты показали, что в каждом случае на многозадачность уходило больше времени, чем на выполнение заданий по очереди. Так что одновременно переписываться с друзьями в соцсети и делать домашнее задание будет дольше по времени, чем сделать уроки, а потом уже общаться с друзьями.

     Ухудшается усвоение знаний 
    Что происходит в мозге при многозадачности? Когда человек находится на природе, общается с друзьями, занимается каким-то одним делом, то выделяется вещество серотонин, отвечающее за чувство удовлетворения. Еще серотонин подавляет адреналин, который приводит нашу нервную систему в состояние возбуждения. Чем ниже возбуждение, тем легче сосредоточить внимание на задаче и правильно ее решить. Чем выше возбуждение, тем сложнее сосредоточиться и решить задачу без ошибок. Причина в дофамине, гормоне из семьи адреналина. Скоростное переключение с домашнего задания на компьютер, на музыку, а потом обратно на тетрадку, стимулирует мозг выделять больше этого гормона. Этот дофамин и мешает человеку сконцентрировать внимание.

     Способствует стрессам и депрессиям 
    Постоянное возбуждение заканчивается спадом, информация продолжает поступать, требуют внимания учителя, родители, друзья, надо что-то думать и делать. Появляется страх перед неудачей, страх стать зависимым, страх успеха (придётся и дальше прилагать усилия). В итоге ты откладываешь дела. Ты заболеваешь прокрастинацией, страхом ответственности. Ком проблем нарастает, психика расшатывается, стрессы и депрессии становятся все чаще.

     Сокращается способность к сопереживанию 
    Если раньше прокрастинацией страдали единицы, то сегодня около 30% населения прокрастинируют. Опасаясь ответственности, люди отталкивают от себя близких и родных, снижается чувство сопереживания, особенно к чужим людям. 

     Цифровая компетенция 
    И вот мы вернулись к словосочетанию "цифровая компетенция". Теперь, когда ты посмотрел(а) на себя и своё поколение со стороны, попробуем разобраться с рисками в сети и какие навыки (компетенции) тебе помогут сохранить здоровье, имущество и спокойную жизнь - свою и близких. Специалисты в области информационной безопасности обычно разделяют цифровую компетенцию на четыре блока:

    - Информационная безопасность
    - Коммуникативная безопасность
    - Техническая безопасность
    - Потребительская безопасность 
     

    Информационная безопасность

    Сюда включается защита от клипового мышления, умение проверять достоверность информации. Сегодня всё чаще говорят о таком диковинном пока навыке, как информационная диета, когда человек умеет избегать лишней информации.

     Коммуникативная безопасность
     Это культура сетевого этикета, твой цифровой имидж. Каждый из нас оставляет следы на тысячах серверов: комментарии, фото и видео, о которых мы даже не помним. Сеть помнит всё и по этим следам формируется твой цифровой слепок. Чтобы узнать твои увлечения, мировоззрение необязательно тебя расспрашивать. Специальная программа проанализирует твои профили в социальных сетях и предоставит более точную и правдивую информацию о тебе.

     Техническая безопасность
     Что в Интернете является оконечным устройством? Смартфон, телефон, планшет, компьютер, сервер. Именно они являются твоим терминалом выхода в сеть и хранителем информации о тебе. Насколько твои личные данные будут надежно сохранены, зависит от твоих навыков по работе с этими устройствами.

     Потребительская безопасность
     Сегодня в сети играют, учатся, работают, делают покупки. В силу сетевого характера это всё осуществляется немного по-иному, чем в офлайне. Иные правила, традиции и даже законы. Стоит это знать, чтобы не разочаровываться.

     Компетенция будущего
     
    Давай ответим на вопрос, поставленный в самом начале "Что такое цифровая грамотность?". Это умение искать, анализировать и потреблять информацию безопасно для твоего здоровья, справляться с рисками цифровой среды и добиваться успеха в ней. 

    Осторожно: телефонные мошенники!!!

    Если Вам позвонили с незнакомого номера будьте бдительны и осторожны. В последнее время участились случаи мошенничества по телефону. Вас могут попытаться обмануть, предлагая выгодные предложения, услуги, или просить предоставить личные данные. Предупреждаем: не раскрывайте никакую конфиденциальную информацию и не совершайте финансовые операции через телефон без проверки надежности и подлинности звонящего. Установите на свой телефон приложения для блокировки нежелательных звонков и сообщений. В случае подозрительных обращений, немедленно сообщите в полицию или оператору связи.
    Берегите свои данные и не становитесь жертвой мошенников!

         

        

       

    Лига безопасного Интернета

    Энциклопедия безопасности (родителям и педагогам)   https://ligainternet.ru/

    Проект "Цифровая гигиена детей и подростков»: «Проверьте, что делает ваш ребенок в сети!»

    Россия - страна возможностей    https://rsv.ru/news/1/4279/

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    Правила поведения в соцсетях

    Видеоматериалы  от Управления МВД России   - мвд.рф/Videoarhiv/Socialnaja_reklama/item/31812543

    Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников

    Материалы к урокам безопасного интернета

    • Лига безопасного Интернета http://www.ligainternet.ru/    (конспекты, проезентации, видеоуроки)

    Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета

    Документы

    • Все документы
    • Локальные акты
    • Федеральные
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie